24.4.2 Категориальный метод
В категориальном методе при кодировке сначала определяется максимальное количество ответов. Затем образовывается такое же количество переменных.
С целью изучения особенностей этого метода, мы рассмотрим следующий пример: закодируем вопрос vl: "Как Вы проводите выходные дни?" не дихотомически, а категориально. В этом случае мы сначала подсчитываем максимальное количество отмеченных ответов. Мы исходим, например, из того, что каждый из респондентов отметил не более шести предлагаемых вариантов ответа. Тогда мы образовываем шесть переменных. Эти переменные имеют следующие метки значений: 1 — Просмотр телепередач, 2 — Общение с друзьями, 3 — Приглашаю к себе гостей, 4 — Хобби и т.д. В отличие от дихотомического метода мы обойдёмся меньшим количеством переменных, хотя они и не дихотомические, а имеют более двух категорий. Категориальный метод кодировки применяется прежде всего тогда, когда заранее задано максимальное число возможных ответов, как это было сделано при формулировке вопросов v4, vll, v!2 v!5 и vl6. При кодировке анкеты эти переменные были закодированы категориально. И в категориальном методе необходимо сначала определить набор множественных ответов. Для объяснения категориального метода на примере возьмём переменную v11: "Что Вам понравилось?"
В диалоговом окне Multiple Response Tables (Таблицы множественных ответов) щёлкните на переключателе Define Sets... (Определить наборы).
Перенесите переменные v11a и v11b в список Variables in Set (Переменные в наборе) и активизируйте вид кодировки Categories (Категории).
Присвойте переменной набора имя zusagen (согласие) и метку Gefallen (Одобрение).
Затем щёлкните на переключателе Add (Добавить) и подтвердите нажатием Save (Сохранить).
В главном диалоговом окне перенесите переменную Szusagen в поле строчных переменных.
Вы получите следующую таблицу:
Gefallen (Одобрение) |
es wurde eine ansprecende Rede qehalten (была произнесена интересная речь) |
20 |
ich konnte viele Kolleqinnen und Kolleqen treffen (я встретил много коллег) |
26 |
|
lebendiqe Proqrammqestaltunq (интересная программа) |
19 |
|
weiss nicht mehr (уже не помню) |
14 |
|
anderes (другое) |
3 |
|
Geselligkeit, Gemeinschaftsqefuehl (общение, чувство сплочённости) |
7 |
|
Solidaritaetskundgebunq (манифестация солидарности) |
4 |
|
Darstellung von und Engagement fuer Arbeiterrechte (изложение прав трудящихся и помощь по защите этих прав) |
5 |
|
Diskussionen, Gespraeche, Meinungsaustausch (дискуссии, беседы, обмен мнениями) |
6 |
|
Kultur, Musik (культурные мероприятия, музыка) |
2 |
|
Feiem, Essen, Trinken (праздничное застолье) |
3 |
|
nichts besonderes (ничего особенного) |
6 |
|
Familie dabei (прогулка с семьёй) |
2 |
|
lokaler Bezugsrahmen/aktuelle Themen (обсуждение местных проблем/актуальные темы) |
3 |
Работа с переменными наборов
Переменные наборов могут обрабатываться как обычные переменные. Выведем, к примеру, отдельно для каждого пола данные по переменной, которая характеризует варианты проведения свободного времени (переменная набора $frei).
Переменной $frei присвойте статус строчной переменной, а переменной v2 — статус столбцовой переменной. Вы получите следующую двумерную таблицу:
|
|
Geschlecht (Пол) |
|
weiblich (женский) |
maennlich (мужской) |
||
Free time (Свободное время) |
Femsehen (Просмотр телепередач) |
1 |
8 |
Geselliqkeit (Общение с друзьями) |
21 |
31 |
|
Stammtisch (Приглашаю к себе гостей) |
|
2 |
|
Hobbies (Хобби) |
4 |
22 |
|
Verein (Общество по увлечениям) |
4 |
14 |
|
Familienleben (Семейные заботы) |
2 |
2 |
|
Radio hoeren/Lesen (Слушаю радио/читаю) |
|
3 |
|
Kino/Konzerte/Th eater (Кино/концерты/театр) |
6 |
8 |
|
das uebliche/dies und das (To же, что и всегда/то одно то другое) |
51 |
112 |
|
Ausflueg/Wanderung machen (Выбираюсь на природу/путешествую) |
16 |
36 |
|
wichtige Arbeiten verrichten (Необходимые дела (дом, квартира, сад) |
|
2 |
|
Nachbarschaftshilfe (Помощь соседям) |
|
|
|
Sport (Спорт) |
10 |
25 |
|
Anderes 1 . Antwort (Другое 1 . ответ) |
3 |
11 |
Процентные показатели для переменных наборов
На один вопрос с множественными ответами каждый опрашиваемый может дать несколько ответов. Как правило, общее количество ответов больше, нежели количество наблюдений (количество опрашиваемых). Вы можете выбрать, какой из этих показателей — количество наблюдений или количество ответов — будет далее использоваться в качестве основы расчётов. Поясним это на примере переменной $frei (Как Вы проводите выходные дни?).
В диалоговом окне Multiple Response Tables (Таблицы множественных ответов) переменную набора Sfrei поместите в список строчных переменных.
Щёлкните на переключателе Statistics... (Статистики). Откроется диалоговое окно Multiple Response Tables: Statistics (Таблицы множественных ответов: Статистики).
Активируйте дополнительно опции Column Percentages (Проценты по столбцам) и Totals (Суммы).
Подтвердите нажатием Continue (Далее) и затем на ОК. Вы получите следующую частотную таблицу:
Количество наблюдений, пригодных для проведения расчетов, и, следовательно, базис процентного соотношения равняется 256. Сумма процентных показателей превосходит значение 100 %, так что цифра 100,0 в строке Col % (Столбцовый %) кажется абсолютно бессмысленной.
Free time (Свободное время) |
Femsehen (Просмотр телепередач) |
Count (Количество) |
9 |
Col % (Столбцовый %) |
3,5 |
||
Geselligkeit (Общение с друзьями) |
Count (Количество) |
52 |
|
Col % (Столбцовый %) |
20,3 |
||
Stammtisch (Приглашаю к себе гостей) |
Count (Количество) |
2 |
|
Col % (Столбцовый %) |
,8 |
||
Hobbies (Хобби) |
Count (Количество) |
26 |
|
Col % (Столбцовый %) |
10,2 |
||
Verein (Общество по увлечениям) |
Count (Количество) |
18 |
|
Col % (Столбцовый %) |
7,0 |
||
Familienleben (Семейные заботы) |
Count (Количество) |
105 |
|
Col % (Столбцовый %) |
41,0 |
||
Radio hoeren/Lesen (Слушаю радио/читаю) |
Count (Количество) |
4 |
|
Col % (Столбцовый %) |
1,6 |
||
Kino/Konzerte/Th eater (Кино/концерты/театр) |
Count (Количество) |
3 |
|
Col % (Столбцовый %) |
1,2 |
||
das uebliche/dies und das (To же, что и всегда/то одно то другое) |
Count (Количество) |
14 |
|
Col % (Столбцовый %) |
5,5 |
||
Ausflueg/Wanderung machen (Выбираюсь на природу/путешествую) |
Count (Количество) |
163 |
|
Col % (Столбцовый %) |
63,7 |
||
wichtige Arbeiten verrichten (Необходимые дела (дом, квартира, сад) |
Count (Количество) |
52 |
|
Col % (Столбцовый %) |
20,3 |
||
Nachbarschaftshilfe (Помощь соседям) |
Count (Количество) |
2 |
|
Col % (Столбцовый %) |
,8 |
||
Sport (Спорт) |
Count (Количество) |
35 |
|
Col % (Столбцовый %) |
13,7 |
||
Anderes 1. Antwort (Другое 1-й ответ) |
Count (Количество) |
14 |
|
Col % (Столбцовый %) |
5,5 |
||
Anderes 2. Antwort (Другое 2-й ответ) |
Count (Количество) |
2 |
|
Col % (Столбцовый %) |
,8 |
||
Total (Сумма) |
|
Count (Количество) |
256 |
Col % (Столбцовый %) |
100,0 |
Рис. 24.17: Диалоговое окно Multiple Response Tables: Statistics (Таблицы множественных ответов: Статистики)
Если Вы хотите сравнивать показатели не относительно количества наблюдений, а относительно количества ответов, то поступите следующим образом.
В диалоговом окне Multiple Response Tables (Таблицы множественных ответов) воспользуйтесь переключателем Define Sets... (Определить наборы).
В диалоговом окне Multiple Response Tables: Define Multiple Response Sets (Таблицы множественных ответов: Организация наборов множественных ответов) в группе Denominator for Multiple-Response Percentages (Знаменатель для процентных показателей множественных ответов) вместо опции Number of Cases (Количество наблюдений), устанавливаемой по умолчанию, активируйте опцию Number of responses (Количество ответов).
Щёлкните на переключателе Save (Сохранить) и затем на ОК. Теперь частотная таблица будет отображена с изменёнными процентными показателями.
Free time (Свободное время) |
Fernsehen (Просмотр телепередач) |
Count (Количество) |
9 |
Col % (Столбцовый %) |
1,8 |
||
Geselligkeit (Общение с друзьями) |
Count (Количество) |
52 |
|
Col % (Столбцовый %) |
10,4 |
||
Stammtisch (Приглашаю к себе гостей) |
Count (Количество) |
2 |
|
Col % (Столбцовый %) |
,4 |
||
Hobbies (Хобби) |
Count (Количество) |
26 |
|
Col % (Столбцовый %) |
5,2 |
||
Verein (Общество по увлечениям) |
Count (Количество) |
18 |
|
Col % (Столбцовый %) |
3,6 |
||
Familienleben (Семейные заботы) |
Count (Количество) |
105 |
|
Col % (Столбцовый %) |
21,0 |
||
Radio hoeren/Lesen (Слушаю радио/читаю) |
Count (Количество) |
4 |
|
Col % (Столбцовый %) |
,8 |
||
Kino/Konzerte/Theater (Кино/концерты/театр) |
Count (Количество) |
3 |
|
Col % (Столбцовый %) |
,6 |
||
das uebliche/dies und das (To же, что и всегда/то одно то другое) |
Count (Количество) |
14 |
|
Col % (Столбцовый %) |
2,8 |
||
Ausflueg/Wanderung machen (Выбираюсь на природу/путешествую) |
Count (Количество) |
163 |
|
Col % (Столбцовый %) |
32,5 |
||
wichtige Arbeiten verrichten (Необходимые дела (дом, квартира, сад) |
Count (Количество) |
52 |
|
Col % (Столбцовый %) |
10,4 |
||
Nachbarschaftshilfe (Помощь соседям) |
Count (Количество) |
2 |
|
Col % (Столбцовый %) |
,4 |
||
Sport (Спорт) |
Count (Количество) |
35 |
|
Col % (Столбцовый %) |
7,0 |
||
Anderes 1. Antwort (Другое 1-й ответ) |
Count (Количество) |
14 |
|
Col % (Столбцовый %) |
2,8 |
||
Anderes 2. Antwort (Другое 2-й ответ) |
Count (Количество) |
2 |
|
Col % (Столбцовый %) |
,4 |
||
Total (Сумма) |
|
Count (Количество) |
256 |
Col % (Столбцовый %) |
51,1 |
В графе Total (Сумма) и здесь указывается количество действительных наблюдений; на этом месте хотелось бы видеть текущий опорный показатель вычисления процентных долей, то есть суммарное количество ответов. Если их сложить, то мы получим цифру 501. Сумма процентных показателей на этот раз равна 100 %.
Результирующий процентный показатель в строке Col % (Столбцовый %) равный 51,1, отражает в процентах долю суммарного количества наблюдений (256) в суммарном количестве ответов (501).