23.4.1 Простые круговые диаграммы
В главе 23.1.1 был представлен файл pcalltag.sav. содержащий некоторые переменные из исследования на тему Компьютер в повседневной жизни. Представим переменную pczeit (В какое время суток Вы предпочитаете работать за компьютером?) в виде круговой диаграммы.
Откройте файл pcalltag.sav.
Выберите в меню Graphs (Графики) Interactive (Интерактивно) Pie... (Круговые) Simple... (Простая)
Откроется диалоговое окно Create Simple Pie Chart (Создание простой круговой диаграммы) с четырьмя регистрационными картами: Assign Variables (Присвоить переменные), Pies (Круги), Titles... (Заголовки) и Options (Параметры).
Перенесите переменную pczeit в поле Slice By (Сектора), а переменную Spct — в поле Slice Summary (Сумма частей).
Рис. 23.28: Диалоговое окно Create Simple Pie Chart (Создание простой круговой диаграммы)
Если вы будете использовать диаграмму для экранной презентации или печатать на цветном принтере, присвойте каждому сегменту свой цвет; если же Вы будете печатать диаграмму в чёрно-белых тонах, то лучше применить различные виды штриховок.
Откройте регистрационную карту Pies (Круги) и в группе Slice Labels (Метки секторов) активируйте опции Category (Категория) и Value (Значение). Оставьте установку по умолчанию All Outside (Все снаружи).
Благодаря активированию этих опций вокруг диаграммы будут приведены описания категорий, которые представляют собой метки переменных с соответствующими им процентными показателями.
Вы можете построить одновременно несколько диаграмм, находящихся рядом друг с другом или друг над другом, если зададите несколько полевых переменных. Мы хотим отобразить зависимость переменной polgrund (Политическая позиция) от переменных geschl (пол) и internet (Использование Интернета: да или нет).
Рис. 23.29: Простая круговая диаграмма
Перенесите переменную polgrund в поле Slice By (Сектора) и оставьте переменную Spct в поле Slice Summary (Сумма секторов).
Переменным geschl и internet присвойте статус полевых переменных и деактивируйте вывод наименований сегментов, который возможно ещё остался после построения предыдущего графика.
Между использующими Интернет (верхние круговые диаграммы) и не использующими (нижние круговые диаграммы) нет ни каких различий в отношении политических убеждений, но между полами различия существуют: учащихся с правыми убеждениями среди мужчин больше, чем среди женщин.
Для круговых диаграмм тоже можно применить трёхмерный эффект.
При помощи выключателя Reset (Сброс) деактивируйте все предыдущие установки.
Переменную fachgr (специальности) поместите в поле Slice By (Сектора). Переменной $pct присвойте статус обобщающей переменной и включите выключатель Style (Стиль).
Установите ЗО-режим при помощи соответствующего выключателя.
Рис. 23.30: Простые круговые диаграммы с влиянием полевых переменных
В результате этих действий Вы получите круговую диаграмму с трёхмерным эффектом. В качестве примера ещё одного способа обработки круговой диаграммы рассмотрим отделение сегмента, а именно, сегмента, соответствующего доле учащихся, которые специализируются в естественных науках.
Щёлкните дважды на 3D графике и затем правой кнопкой мыши — на интересующем нас сегменте.
В появившемся меню активируйте опцию Explode from Pie (Отделить от круга).
Рис. 23.31: Круговая диаграмма в трёхмерном исполнении с отделённым сектором
Последним примером простой круговой диаграммы будет отображение сумм некоторой метрической переменной в зависимости от категорий зависимой переменной.
Переменную pczeit (время суток) поместите в поле Slice By (Сектора) и активируйте выключатель Style (Стиль).
Переменной compst присвойте статус обобщающей. Она указывает на то, сколько часов в неделю студенты проводят за компьютером.
В поле Slice Represents Computer-Stunden pro Woche (Сектора соответствуют количеству часов в неделю, проведенных за компьютером) оставьте установленную по умолчанию опцию суммы.
В регистрационной карте Titles (Заголовки) укажите название диаграммы: "Время, проведённое за компьютером"
Рис. 23.32: Простая круговая диаграмма с представлением суммы
Из диаграммы можно сделать вывод о том, что студенты работают на компьютере в основном по вечерам и намного реже в первой половине дня и ночью.